Галльская сепаратная империя возникла вследствие ослабления способности центрального правительства императора Галлиена осуществлять оборону одновременно на различных участках границы. Благодаря талантам её правителя Постума, который смог отражать нападения германцев и одновременно согласовывать интересы военных и гражданского населения провинций, его власть сохранялась на протяжении почти 8 лет. Однако гибель Постума от рук мятежников в 269 году поставила ребром вопрос о судьбе созданного им государства.
Смерть Галлиена
Летом или в начале осени 268 г. офицеры из числа ближайшего окружения императора Галлиена составили против него заговор. Императора выманили из палатки ложным известием о вылазке неприятеля и среди начавшейся неразберихи убили. Новость о его смерти вскоре достигла Рима. Здесь императора так ненавидели, что толпа немедленно растерзала его брата Лициния Валериана, консула 265 года, вдову Салонину и юного сына Мариниана. Сенат провозгласил покойного тираном.
Выбор преемника вновь был сделан армией, а точнее – группой иллирийских офицеров, игравшей в ней первые роли. Многие из них были вовлечены в заговор или, по крайней мере, знали о его существовании. Императором был провозглашён Марк Аврелий Клавдий, на тот момент исполнявший должность трибуна гвардейского отряда. Он родился 10 мая 213 года в Далмации, и, так же как большинство иллирийских военачальников того времени, имел простое происхождение и начинал военную службу с самых низких чинов. Благодаря личному мужеству, недюжинной физической силе и сноровке ему удалось подняться вверх по служебной лестнице. Можно предположить, что в 259 году Клавдий принимал участие в походе Галлиена против узурпатора Ингенуя, а в 265 году под командованием Авреола сражался против галльского императора Постума. «Он имел высокий рост, – пишет Требеллий Поллион, – огненный взгляд, широкое и полное лицо и настолько крепкие пальцы, что одним ударом кулака выбивал зубы у лошадей и мулов».
Для заговорщиков Клавдий являлся компромиссной, устраивавшей всех фигурой. Поэтому как только Галлиен умер, он со своим отрядом прибыл из Тицина в лагерь у Медиолана, раздал солдатам деньги, и был провозглашён императором. Клавдий милостиво отнёсся к сторонникам Галлиена, а самому покойному императору воздал скромные почести. Среди солдат была пущена легенда о том, что Галлиен, умирая, якобы сам назвал имя Клавдия в качестве своего преемника. От заговорщиков он дистанцировался, имена большинства из них более не встречаются в источниках. Клавдий также завершил войну с Авреолом, который сдался в плен и был принуждён покончить с собой.
Клавдий II Готский
Заняв престол, Клавдий обнаружил, что перед ним стоит множество проблем, требующих немедленного решения. В Галлии продолжал править Постум, на Востоке расширяли своё господство пальмирцы, варвары свободно пересекали границы и грабили провинции империи. Хронология последующих событий не вполне ясна. Некоторые источники указывают, что в начале своего правления Клавдий предпринял кампанию против алеманнов в Северной Италии и Реции, а затем отправился воевать на Балканы против готов. В других утверждается, что Клавдий предпринял две кампании на Балканах, а с алеманнами сражался где-то в перерыве между ними.
Правдоподобной выглядит версия, согласно которой сначала Клавдий отправился на Балканы, где в 268 году готы были разбиты Галлиеном при Несте, но не уничтожены. Здесь по-прежнему находилась большая часть армии, во главе которой был оставлен Марциан, одержавший какие-то успехи. В 269 году Клавдий перехватил отступавшие к Дунаю отряды готов у Наисса в Мезии и одержал здесь наиболее известную свою победу. Римляне перебили и взяли в плен тысячи готов, а также захватили обоз с огромной добычей. В письме дуксу Иллирика, которое цитирует Требеллий Поллион, Клавдий пишет:
«Мы уничтожили триста двадцать тысяч готов, потопили две тысячи их судов. Реки покрыты их щитами, все берега завалены палашами и короткими копьями. Не видно полей, скрытых под их костями, нет проезжего пути, покинут огромный обоз. Мы захватили в плен такое количество женщин, что каждый воин может взять себе по две и три женщины…»
В результате этой победы Клавдий получил титул «Готский», под которым он и вошёл в историю. С этого момента началось изгнание готов за пределы империи, завершившееся уже при преемнике Клавдия. В Риме этот успех был отмечен выпуском монет с легендой «Готские победы» (VICTORIAE GOTHICAE)
Победа Клавдия II над алеманнами
Алеманны после 260 года, как кажется, сохраняли мир с Римом, который был подкреплён женитьбой Галлиена на дочери их короля. Однако смерть Галлиена в 268 году, должно быть, освободила их от соответствующих обязательств, к тому же из-за мятежа Авреола гарнизон Реции вновь был ослаблен. Легко преодолев выставленные против них заслоны, алеманны в 269 или 270 году вновь вторглись на территорию провинции, а затем перешли через Бреннерский перевал и появились в северной Италии в окрестностях Гардского озера.
Здесь на варваров напал внезапно вернувшийся с Балкан Клавдий. Он нанёс им такое поражение, что едва ли половина от первоначального их числа смогла отступить домой на север. В результате одержанной победы император принял титул «Германский Величайший». Павел Диакон называет цифру в триста тысяч погибших воинов. Однако она взята из донесений, отправленных из ставки императора после победы над готами, и в обоих случаях не имеет отношения к подлинному числу понесённых варварами потерь.
Летом 270 года Клавдий вновь вернулся на Дунай. Продолжение кампании против готов в Мезии он поручил Аврелиану, а сам отправился в Паннонию, откуда поступали тревожные известия. Жившие за Дунаем ютунги, не довольствуясь более получением римской субсидии, угрожали в Реции и Норику, а вандалы готовились вторгнуться в Паннонию. Кроме того, среди римских войск вспыхнула эпидемия чумы. Прежде чем Клавдий, прибывший в столицу провинции Сирмий (Сремска Митровица), успел предпринять какие-либо действия, он сам стал одной из жертв этой болезни.
Смерть Постума, Марий и Викторин
Пока Клавдий воевал с готами на Дунае и алеманнами в Северной Италии, в Галлии также было неспокойно. В начале весны 269 года от рук взбунтовавшихся солдат погиб Постум. Причиной его смерти был отказ отдать на разграбление воинам Могонциак. Зачинщиком мятежа являлся Марк Аврелий Марий, человек самого низкого происхождения, бывший кузнец в легионе. Солдаты провозгласили его императором, после чего Марий отдал им Могонциак на разграбление.
Его правление было краткосрочным. Требеллий Поллион говорит о нём следующее: «В первый день он стал императором, в следующий день правил, а на третий был убит». В действительности Марий продержался у власти несколько дольше, возможно, несколько месяцев, поскольку сохранились отчеканенные им в течении этого времени монеты со своим профилем и легендой «Военная верность» (FIDES MILITUM) и «Победа августа» (VICTORIA AVG). О какой победе идёт речь – неясно, возможно, ему удалось отразить локальный набег германцев, которые после смерти Постума вновь пришли в волнение, а может быть, Марий просто следовал в русле пропаганды своего предшественника.
В конце своего недолгого правления он был убит каким-то воином, который работал в его кузнице и к которому Марий в это время выказывал пренебрежение. Существует легенда, что он пал от меча, который сам же и выковал.
Уже в августе 269 г. новым галльским императором был признан Марк Пиавоний Викторин. Источники весьма туманно говорят о его происхождении, однако уже в наши дни при раскопках Августы Треверов (Трира) археологами был найден богатый дом с мозаиками, принадлежавший его семье. Выложенная мозаикой надпись сообщает о восстановительных работах, проведённых в доме Викторином. Таким образом, по праву рождения он принадлежал к высшей знати провинции Белгики.
В юности Викторин служил в далматской кавалерии под командованием Авреола и никак не выказывал своего отношения к происходившим в Галлии событиям. Однако во время кампании против Постума в 265 году он с частью войск перешёл на сторону сепаратистов. Постум принял его с распростёртыми объятиями, предоставил ему должность трибуна преторианской гвардии, затем сделал его префектом претория и, наконец, дважды консулом.
Викторин отличался личной храбростью и большой опытностью в военном деле, которая обеспечила ему поддержку солдат. По-видимому, при Постуме он осуществлял командование над войсками, размещавшимися на правом берегу Рейна, и восстанавливал разрушенные германцами укрепления. Здесь был найден милевой столб, подписанный его именем, который датируется 2-й половиной 260-х годов. Должно быть, Викторину приходилось также вести переговоры с германцами и набирать среди них вспомогательные отряды. Во время очередной кампании против Галлиена Викторин принял на себя командование значительной частью его войск. Требеллий Поллион пишет, что Постум даже сделал его своим соправителем, однако дополнительных свидетельств этих слов обнаружено не было.
Правление Викторина
Смерть Постума застала Викторина далеко от места основных событий и только после смерти Мария летом 269 года он был провозглашен галлами императором. О каком-либо конфликте или столкновении между ним и Марием источники не упоминают, однако переход власти из одних рук в другие не был мирным. Именно в это время правитель Галльской империи утратил контроль над рядом территорий, прежде всего Испанией, где находят надписи в честь Клавдия II и отчеканенные им монеты. Реция ещё раньше, по-видимому уже после предпринятой Галлиеном кампании, также вышла из-под галльского контроля.
Примечательно отсутствие в легионной монетной чеканке Викторина упоминания о VIII Августа легионе, стоявшем в Аргенторате (Страсбурге). При этом этот легион ещё раньше фигурирует в монетной чеканке Галлиена, что свидетельствует о том, что или в последние годы правления Постума, или в период междуцарствия он перешёл на сторону центрального римского правительства. Власть Викторина также не распространялась на Нарбонскую Галлию, где, согласно надписи, обнаруженной в Гренобле и датируемой 269 годом, находился Юлий Плацидиан, префект вигилов Клавдия II, который командовал находившимися здесь кавалерийскими отрядами и вексилляциями (vexillationes atque equites).
Как и его предшественник, Викторин правил, опираясь на поддержку рейнской армии. Монетный чекан Викторина содержит номера и эмблемы четырнадцати легионов. Помимо трёх германских легионов в полном составе, остальные, скорее всего, представляли собой вексилляции, в разное время оказавшиеся на подконтрольной галльским императорам территории. Вспомогательные отряды германцев также продолжали служить в его армии в значительном числе.
«Лагеря, построенные в варварской земле за семь лет правления Постума, разграбленные и сожжённые во время внезапного вторжения германцев после убийства Постума, он привёл в порядок»,
— пишет Требеллий Поллион о Лоллиане, но в действительности, конечно, имеется в виду Викторин, который правил в это время. Его поддержка галльскими провинциями была основана на их страхе перед угрозой германских набегов. Монеты, которые чеканил Викторин, должны были представить его спасителем гражданского населения Галлии от военной анархии. На монетах он изображался поднимающим коленопреклонённую Галлию, на заднем плане было представлено Счастье с рогом изобилия. Монетная легенда гласила «Восстановитель Галлии общественными обетами / Радость общества» (RESTITUTOR GALLIARUM VOTIS PUBLICIS / GAUDIA PUBLICA). Кроме того, Викторин чеканил монеты с легендами «Августов мир» (PAX AVG) и «Счастливое столетие» (SAECVLI FELICITAC).
Деятельный и инициативный, Викторин в качестве правителя нашёл самую высокую оценку даже у своих врагов. Поллион Требеллий писал:
«Я думаю, что никого нельзя поставить выше Викторина, который правил Галлией после Постума, ни Траяна в смысле доблести, ни Антонина в смысле милосердия, ни Нерву в смысле почтенности, ни Веспасиана в смысле управления государственным казначейством, ни Пертинакса или Севера в смысле строгости всей жизни и военной выдержки»
Главным пороком Викторина была страсть к замужним женщинам. Источники сообщают, что он успел разрушить немало браков, а все хорошие качества его натуры «были погублены развратом и страстью к наслаждению с женщинами, которую вначале он сдерживал». Обольстив как-то жену актуария Аттициана, в 271 году он пал жертвой мести её мужа.
Тетрик
После смерти Викторина его мать Виктория раздала воинам деньги и заставила их провозгласить императором знатного сенатора галльского происхождения Гая Пия Езувия Тетрика. В это время он исполнял обязанности презида Аквитании, в столице которой Бурдигале послы вручили ему известие о провозглашении его императором. Как можно понять из его монетного чекана, Тетрик не торопился выехать в столицу и до конца 271 года оставался в Бурдигале. По дороге в Августу Треверов (Трир) он предпринял небольшую кампанию против вторгнувшихся из-за Рейна франков. Весной следующего года ему снова пришлось иметь дело с германцами. После победы над ними 1 января 273 года он объявил цезарем своего сына Тетрика II.
Новый правитель был деятельным администратором, его надписи встречаются в Лугдунской Галлии, Аквитании, на западе Нарбонской провинции, а также в Британии. Напротив, в Белгике и обеих Германиях они отсутствуют, что, возможно, свидетельствует о непопулярности здесь правителя, который по своему происхождению не принадлежал, как его предшественники, к военной среде.
Античные авторы утверждают, что Тетрику после ряда удачных действий пришлось пережить множество солдатских бунтов, покушений и других несчастий. В начале 274 года восстание против него поднял наместник провинции Белгика Фаустин. Опасаясь за собственную жизнь, Тетрик тайно связался с императором Аврелианом, умоляя его о защите и обещая сдаться, как только тот появится в Галлии. Свое письмо он заключил цитатой из Энеиды:
«Избавь меня от этих напастей, непобедимый!»
В марте 274 года Аврелиан прибыл в Галлию со своим войском. Обе армии встретились недалеко от современного города Шалон на Марне. Перед началом сражения Тетрик с сыном, как было ранее условлено, перешли к Аврелиану. Оставшись без своего императора, галльские войска всё же вступили в бой и сражались упорно, чем были обусловлены высокие потери среди победителей. В ознаменование возвращения Галлии в состав империи Аврелиан устроил торжественный триумф, в котором среди пленных провёл также и Тетрика с сыном. Тот был одет в «алую хламиду, жёлто-зелёную тунику, галльские брюки». После триумфа император предоставил ему полное прощение и позволил поселиться в Италии. Впоследствии Тетрик даже занимал должность корректора Лукании. Время его смерти неизвестно.