На протяжении ста двадцати лет, прошедших с войны Домициана против хаттов в 83–84 гг., Рим не получал плохих новостей из-за Рейна. Строительство пограничных укреплений Германского лимеса позволяло эффективно контролировать обширное предполье империи и держать её врагов на почтительном расстоянии. Мир, установившийся на границах древнеримского государства, и экономический подъём в его центре и провинциях на протяжении большей части II в. создали видимость наступления настоящего Золотого века.
Стража на Рейне
Поворот в германской политике Рима наметился уже в правление Домициана. Застигнутый врасплох наступлением даков зимой 85–86 гг., он вынужден был перебросить на нижний Дунай I Вспомогател
... Читать дальше »
Война Домициана против хаттов в 83–84 гг. стала последней серьёзной попыткой римского наступления в Германии. Перенос военной активности с Рейна на Дунай и начало Дакийских войн 85–89 гг., 100–102 гг. и 105–106 гг. ознаменовали смену внешнеполитического курса Рима в отношении германцев от агрессии к сдерживанию. Экспансия уступила место разметке границы и возведению системы оборонительных сооружений Германского лимеса.
Лимес
Термин «лимес» в латинском языке изначально использовался в словаре землемеров. Этим словом изначально обозначался незапаханный участок земли, разделявший сопредельные частные владения или земли соседних общин (межа). Также лимесом называлась дорога, проходившая по такому у
... Читать дальше »
Гражданская война и восстание батавов в 69–70 гг. разрушили шаткий баланс сил, сложившийся на Рейне в период правления династии Юлиев-Клавдиев. В течении почти полусотни лет до этого времени крупные столкновения в регионе были редкостью. Рим бдительно наблюдал за своими соседями, контролируя значительную часть территории вдоль правого берега Рейна. Вторжение мелких отрядов германцев на левый берег реки немедленно провоцировало акцию возмездия. В свою очередь, римские военачальники хорошо помнили о призраке Вара и предпочитали без нужды не углубляться в германские леса и болота. Громкий успех восставших подорвал авторитет римской власти, и чтобы далее держать германцев в покорности, требовалась ясная демонстрация силы на Рейне.
Относительно спокойное сосуществование Римской империи и варварской Германии, разделённых естественной границей в виде Рейна, вновь было нарушено во второй половине I века. Кризис, поразивший Римскую империю после смерти Нерона, когда в борьбе за власть друг с другом сошлись крупнейшие провинциальные армейские группировки, выявил, как писал Корнелий Тацит, «тайну империи». Она состояла в том, что власть принцепса держалась на поддержке его солдат, а сенат лишь вынужденно санкционировал выбор, который за него делали простые воины. В то время как римские военачальники почти на протяжении двух лет делили друг с другом власть, провинции раздирались их собственными проблемами, которым гражданская война лишь придала более острые черты.
Отзыв Германика в 17 г. ознаменовал прекращение римского натиска на земли за Рейном, продолжавшегося на протяжении без малого трёх десятилетий. Римляне всё ещё удерживали за собой ряд территорий на правом берегу реки, а тамошние племена платили им дань. Время от времени войска проводили там манёвры, являвшиеся своеобразными акциями устрашения. Однако о постоянной оккупации и удержании за собой этих территорий теперь не было и речи. Рейн со временем превратился не только в военно-стратегический, но и морально-психологический барьер, пересекать который без крайней надобности не рисковала ни одна из сторон.
Германские усобицы
Каким бы странным на первый взгляд ни казалось решение Тиберия о сворачивании военной экспансии в Германии, врем
... Читать дальше »